Режим счастливого ребенка
Мы уже рассматривали режимы схем, использующиеся в схема-терапии (СТ) для лечения пограничных расстройств личности (ПРЛ). В этой статье мы подробнее рассмотрим режим счастливого ребенка.
Содержание
Терапевтические отношения
Терапевт не обязан все время быть серьезным. Он должен использовать каждую возможность посмеяться над какой-нибудь смешной историей клиента. Терапевт может рассказать какую-нибудь историю из своего собственного опыта. Иногда истории о собственных детях терапевта или каких-то других детях могут иллюстрировать то, как развлекаются дети.
Чувства
В конце упражнения на имагинативную рескрипцию важно, чтобы терапевт поиграл с ребенком или предоставил ему возможность поиграть с другими детьми. После того как он защитит и успокоит покинутого/обиженного ребенка, он предлагает ему поиграть вместе (или с другими детьми) в какую-нибудь игру. Клиент вряд ли сам предложит это, поскольку его родители, как правило, не предлагали ему поиграть с ними. Поэтому игра в компании с терапевтом даст клиенту возможность получить совершенно новый для него опыт.
Мысли
Обычно рекомендуется проинформировать клиента о естественной потребности детей играть, потребности взрослых в игре и использовании этой потребности на практике. Важно понимать, что терапия — это не только о том, как ослабить негатив, но и о том, как помочь клиентам найти в своей жизни позитив (радость, счастье, спонтанность, креативность, общение, и т.п.). Для развития счастливого ребенка другие когнитивные техники обычно не применяются. Когда клиент говорит, что игра бесполезна и является не чем иным, как пустой тратой времени, в нем говорит голос пунитивного или требовательного родителя. Таким образом, заставить пунитивного родителя замолчать — это, конечно же, очень хороший способ создать пространство для счастливого ребенка.
Действия
Реальные детские игры, такие как надувание воздушных шариков, или мыльных пузырей, или перетягивание каната, могут также применяться и в терапии. На более поздних фазах терапии клиенту можно предложить попробовать себя в каких-то новых для него занятиях и хобби, чтобы клиент оценил их и понял, как с помощью этих новых занятий и хобби можно сделать свою жизнь более содержательной и увлекательной.
Часто задаваемые вопросы
Как быть, когда клиенту кажется, что игра является пустым времяпрепровождением?
Когда клиент говорит, что игра является пустым времяпрепровождением, в нем, вероятно, звучит голос пунитивного или требовательного родителя. В таком случае терапевт должен приступить к борьбе с пунитивным родителем. Еще одна проблема может заключаться в том, что терапевт сам не привык уделять внимания счастливому ребенку, поскольку его учили, что терапия — дело серьезное. В таком случае он должен попросить о помощи своих коллег (особенно экспрепссивных, артистичных и психомоторных терапевтов).
Подписывайтесь, друзья, на наш телеграм-канал и группу ВК