Поведение, регулируемое правилами
То, что было описано ранее в этой и предыдущих статьях, — это процессы обучения, основанные на реальном историческом опыте индивида. Посредством этих процессов устанавливаются случаи управления стимулами. Мы можем понять свое поведение как управляемое множеством стимулов. Подходя к пешеходному переходу, мы останавливаемся и высматриваем автомобили. Но как мы узнали, что это было правильное поведение? Был ли у нас опыт, когда мы переходили улицу и нас чуть не переехали? Предшествовал ли этот реальный опыту тому, как мы позже узнали, что можно избежать наезда, если остановиться и посмотреть по сторонам? Вероятный ответ—“ нет’’. Маловероятно, что у меня был опыт опробования различных моделей поведения и обнаружения уместности некоторых функциональных моделей поведения.
Мы просто не занимаемся изучением разных типов поведения для перехода улицы с помощью прямого опыта. Это будет означать верную смерть, если мы позволим маленьким детям учиться взаимодействовать с опасностями интенсивного дорожного движения, чтобы научить их на опыте правильному способу перехода дороги. Вместо этого мы говорим им, как это сделать, и моделируем соответствующее поведение в этих ситуациях. И вот важный компонент, который нам еще предстоит обсудить: мы даем им правила, например “Остановитесь и посмотрите в одну и другую стороны, прежде чем переходить улицу”. Этот способ воздействия, который называется управляемым правилами поведением, будет иметь значительные последствия для того, чему мы научимся и как сможем управлять поведением.
Но давайте продолжим рассматривать наш пример и проиллюстрируем, как происходят моделирование и установление управляемого правилами поведения. Событие в детстве, которое, вероятно, знакомо многим людям, — полицейский посетил их начальную школу, чтобы научить их переходить дорогу на перекрестке. Сначала офицер показал правильное поведение, и все дети, стоя в очереди, наблюдали за этой внушительной фигурой: сначала внимательно смотрели в обе стороны, а затем переходили дорогу. И все дети по одному должны были подойти к дороге, остановиться и повторить эту или подобную фразу: “Посмотри налево, направо, а потом еще раз налево!” После этого они должны были перейти дорогу. На другой стороне их ждал полицейский и хвалил за правильное поведение. Затем они должны были снова ждать в очереди и повторить процедуру возвращения.
А как я себя веду, когда перехожу улицу сегодня, уже будучи взрослым? Я смотрю налево, направо, а затем снова налево предсказуемым образом. Могу ли я утверждать, что такое поведение было полезным для меня или избавило меня от вреда? Нет, я вряд ли в состоянии это доказать. Или я в некоторых случаях не смог выполнить эту поведенческую последовательность надлежащим образом и почти был сбит, что стало естественным наказанием за это поведение? Нет, я не помню такого опыта. Я мог бы его получить, но, скорее всего, нет.
И все же это поведение очень последовательно и предсказуемо и происходит с завидной стабильностью. Вероятно, потребуется большая концентрация, чтобы пересечь дорогу, не выполняя эту поведенческую последовательность, прежде чем сойти с тротуара. Вот как работает этот процесс обучения: я изучаю поведение, управляемое правилами, которое позволяет мне никогда не вступать в контакт с опасностями, которые могут быть связаны с такими ситуациями, как переход дороги.
Мы учим наших детей быть осторожными, и мы делаем это в безопасной ситуации, чтобы им не пришлось контактировать с неприятным стимулом быть сбитым автомобилем. Мы делаем это как путем моделирования, так и путем установления правил поведения.
Подписывайтесь, друзья, на наш телеграм-канал и группу ВК