Лимитирующие убеждения при депрессии
В 1967 году психиатр Аарон Т. Бек подытожил свои идеи касательно системы убеждений у людей с депрессией. В одной из крупнейших своих работ, Depression: Clinical, experimental, and theoretical aspects (Депрессия: клинические, экспериментальные и практические аспекты), он описал триаду негативных убеждений, которая включает убеждения относительно себя, других людей и мира.
Содержание
- Лимитирующие убеждения и страх
- Как возникают лимитирующие убеждения
- Социальное обучение и системы убеждений
- Определение лимитирующих убеждений
Лимитирующие убеждения и страх
Как правило, лимитирующие убеждения — это глубоко засевшие убеждения о себе, правдивость которых нас пугает. К тому времени как мы становимся взрослыми, наши убеждения настолько срастаются с нами, что начинает казаться, будто они являются частью нас самих. Чтобы защититься от них, мы можем бессознательно прибегать к использованию самых различных “безопасных поведений”. Большинство людей не подозревают, что убеждения полностью контролируют нашу жизнь.
Как выяснилось, одним из моих лимитирующих убеждений было “Я неудачник”. И главное, сколько бы я не работал и чего бы ни достигал, убеждение, что “Я неудачник”, всегда было со мной. Мне казалось, что все, чего я добился ранее, было не в счет. На попытку опровергнуть это убеждение потребовалось столько времени, что мое здоровье и благополучие семьи уже были затронуты его последствиями. Я не осознавал, насколько оно управляет мной. Казалось, что я не контролирую свою жизнь. Оно заставляло меня работать все больше и больше. Я в самом деле не мог остановиться.
Моя терапевт помогла мне обратить внимание на то, что во многих ситуациях я испытываю сильные болезненные эмоции, не соответствующие ситуации. Например, мы отметили, что у меня преувеличенная реакция даже на минимальную критику. Пользуясь осознанностью, терапевт помогла мне выявить убеждение “Я неудачник”, которое на чувственном уровне было главным дирижером моих эмоциональных реакций. Моя реакция на сильный стресс была всего лишь попыткой примитивной части мозга защитить меня. После этого я стал более наблюдательным и стал лучше осознавать свои эмоциональные реакции (не осуждая их). Даже сейчас я могу выделить минутку, чтобы задуматься и понять, не нахожусь ли я под влиянием лимитирующих убеждений. Когда я начинаю испытывать эмоциональный дистресс, то начинаю мыслить по следующему сценарию: “Любопытно! Сейчас я испытываю очень сильные чувства, но ведь я сделал все правильно, и поэтому со мной ничего не случится. На чем я сейчас зациклен, или какие убеждения о себе вызывают у меня эти ощущения?”
Как возникают лимитирующие убеждения
Самые очевидные причины возникновения лимитирующих убеждений не нуждаются в научных доказательствах или объяснениях. Если родители или опекуны говорят ребенку, что он глупый, бестолковый неудачник, то совершенно логично, что у этого ребенка возникнут лимитирующие убеждения. Большинство из нас понимают, что у детей, с которыми так обращаются, развивается негативное видение себя. Аналогичным образом лимитирующие убеждения у детей могут развиваться вследствие негативных отзывов, передаваемых путем действия или бездействия, от опекунов. Когда у ребенка возникают лимитирующие убеждения, их становится очень сложно изменить, и они сохраняются во взрослой жизни.
Лимитирующие убеждения могут возникать и другими способами: способами, описать которые мы просто не в состоянии. Я так выразился, потому что у меня было много клиентов с лимитирующими убеждениями, которые не могли припомнить любого рода существенной травмы и не пережили в детском возрасте жестокого обращения или плохого ухода со стороны родителей.
Тонкие способы возникновения убеждений
В 2014 году Яцек Дебец и Регина Салливан, исследователи из университета Мичигана, провели интересное исследование на крысах. Они обучили молодых самок крысы бояться запаха перцовой мяты, одновременно подавая им в клетку запах перцовой мяты и нанося удар электрическим током. После этого самок на какое-то время оставили в покое: они спаривались с самцами, беременели и рожали. После рождения потомства исследователи вновь подвергли матерей-крыс запаху перцовой мяты, когда их окружало потомство, но на этот раз электрического разряда не последовало.
Ученые выявили, что потомство училось бояться запаха перцовой мяты, просто наблюдая выражение страха своих матерей. Сканирование мозга молодых крыс показало, что страх перед перцовой мятой был заложен непосредственно в их миндалевидном теле. Как я упоминал ранее, миндалевидное тело является местом, в котором берут свое начало наши естественные реакции на угрозу. Все больше свидетельств указывает на то, что мозг младенцев во многом напоминает своей работой мозг молодых крыс, начиная внутриутробно и заканчивая 6 месяцами внеутробного развития. Данное исследование все еще находится в процессе.
Результаты приведенного выше исследования позволяют предполагать, что дети на самом базовом уровне способны перенимать страхи своих родителей. Вывод таков, что мы биологически запрограммированы на быстрый прием или загрузку информации от своих родителей. Одной из главных причин, по которым Яцек Дебец запустил свои эксперименты, было то, что через него прошло множество клиентов, которых беспокоили ночные кошмары и посттравматические симптомы, связанные с Холокостом. Но самым странным в этом всем был тот факт, что многие взрослые люди с посттравматическими симптомами во времена Холокоста еще даже не родились. Все они были детьми людей, переживших Холокост, и каким-то непонятным образом поглотили страхи своих родителей.
Социальное обучение и системы убеждений
Вышеуказанные методы познания системы убеждений не являются единственным способом развития у нас системы убеждений. Существует также процесс, называемый социальным обучением, который необходимо изучить подробнее.
В 1977 году Альберт Бандура писал о процессе у ребенка, который он назвал обсервационным обучением. Сегодня этот процесс более известен как теория социального обучения. Бандура был свидетелем того, как ребенок действует подобно компьютерному процессору, наблюдая и копируя поведение, или ролевые модели, важных для него взрослых людей. К примеру, в предисловии я упоминал, что мой отец испытывал потребность делать все идеально и по наивысшим стандартам. Велика вероятность, что я перенял свое поведение от него. Еще одно сильное свидетельство в пользу этого заключается в том, что я неоднократно слышал от своего младшего брата фразу “Джим, главная твоя проблема в том, что ты прямо копия нашего отца!”
Определение лимитирующих убеждений
Идентификацию лимитирующих убеждений обычно начинают с того, что терапевт просит клиента вспомнить ситуацию, в которой он испытывал сильные эмоции. Далее клиент определяет, была ли эта эмоция сильнее, чем нужно было в данном конкретном случае. Затем терапевт помогает клиенту выполнить упражнение “стрелка вниз”. С помощью упражнения “стрелка вниз” терапевт помогает клиенту сохранять свои чувства и мысли, пока клиент постигает глубинные страхи о себе самом. На рис. 12.1 и 12.2 и приведен пример упражнения “стрелка вниз”.
Я настоятельно не рекомендую проводить это упражнение в одиночку, пока вы не пройдете курс терапии полностью. Однажды я показал одной из своих ассистенток (аспиранту психологии), как выполнять это упражнение в терапевтических целях, но я не ожидал, что она немедленно пойдет применять его. Спустя несколько часов она с очень возбужденным видом постучала в мою дверь. Девушка пояснила, что решила попрактиковать “стрелку вниз” на другой моей ассистентке, и что та стала совершенно опустошенной и проплакала несколько часов подряд. Мне пришлось пойти к “жертве эксперимента”, чтобы помочь ей справиться с интенсивными эмоциями, которые являются распространенной реакцией на активацию убеждений. К счастью, всего лишь немного поработав с убеждениями девушки, я смог ей помочь.
Рис. 12.1. Пример упражнения «Стрелка вниз»
Рис. 12.2. Упражнение «Стрелка вниз» (пустой лист)
Лучшим способом лишить лимитирующие убеждения силы является признание их существования. “Верить” — означает принимать истинность чего-либо, не требуя доказательств или подтверждений. Хотя изначально определение лимитирующих убеждений может вполне объяснимо расстроить вас, это является следующим шагом на пути к исцелению и свободе от бесконечной боли, страданий и безысходности. Чтобы отпустить что-то, нужно сначала узнать, за что мы держимся. И поскольку мы не выбираем свои убеждения, распознав их, мы сможем отпустить их со словами “Спасибо, но не надо”.
Подписывайтесь, друзья, на наш телеграм-канал и группу ВК