Слуховые зоны в мозге и речь

Граммотная речь возможна при умении граммотно излагать свои мысли на бумаге с учетом языковых правил. Подтянуть знание руского языка можно, пройдя по ссылке (источник).

 

Слуховые зоны в мозге и речь

 

Слово - это прежде всего слуховой образ, размытый эталон которого должен храниться в слуховых зонах коры. Поэтому при афазии Брока, когда левое полушарие в первичных зонах не повреждено, смысловое значение речи не нарушается. Построением же слов в предложения занимается гиппокамп. По-видимому, при повреждении зоны Брока утрачиваются размытые эталоны стандартных конструкций предложений, которые часто требовались и поэтому хранились поблизости от гиппокампа у разных людей, причём, как и положено, смысловое значение эти эталоны имеют только в левом полушарии. Отсюда и отсутствие афазии Брока при поражении правой зоны.

 

Если бы для хранения таких речевых эталонов можно было использовать только зону Брока, афазия была бы необратимым явлением. Но это не так. Человека можно заново обучить строить предложения, и эта информация будет храниться в соседних с зоной Брока областях. Наконец, человека можно от рождения вообще не учить речи. Конечно, он будет неразвитым в интеллектуальном смысле. Но из этого вовсе не следует, что в его мозге не будет зоны Брока - просто в этих макро-колонках будет храниться что-то другое.

Слуховые зоны в мозге и речь

Из вышесказанного следует, что смысл речи должен нарушаться при повреждениях слуховой коры. Это действительно так, правда, в первичной слуховой коре выделяют "особую" зону Вернике, которая якобы только и может использоваться для речи. Такой вывод делается на основании того, что при повреждении этой зоны нарушаются смысловые аспекты речи (а грамматика сохраняется!). Но так же, как и в случае с зоной Брока, можно заново обучить человека всем недостающим понятиям. Да и внешние проявления при повреждении зоны Вернике говорят о том, что просто повреждён участок слуховой коры, хранящий обычные звуковые образы (размытые эталоны). Так, хотя больной и не может дать точный по смыслу ответ на вопрос, но он рассказывает о множестве явлений, связанных с этим ответом, т.е. по всем правилам интуитивно-эталонной системы возбуждаются наиболее похожие на утраченные размытые эталоны.

 

Существовали попытки вообще всю кору представить как совокупность участков, отвечающих за работу с конкретными образами. Доля правды в этом есть: макро-колонка - это действительно образ и действительно часть коры. Но размытый эталон может храниться в любой макро-колонке, так, как это удобнее самому мозгу - чтобы было поменьше синаптических связей и чтобы поддерживался баланс питательных веществ с наименьшими затратами. Поэтому при повреждении “специальной зоны” предназначенные для неё образы могут храниться и в соседних областях.

Слуховые зоны в мозге и речь

Некоторый интерес представляет, правда, выделение в зрительной коре особых участков, в нормальном состоянии содержащих размытые эталоны лиц сородичей. При повреждении этих участков наступает особая болезнь прозопагнозия - неспособность узнавать лица (но, опять-таки, можно потом заново обучить человека узнавать лица). Причём, это сопровождается выпадением части поля зрения иногда на обоих сторонах, иногда только на левой половине. Это полностью соответствует теории асимметрии полушарий - в левой половине образ имеет смысловой код, в правой только история взаимодействия с ним. Так вот, самым интересным мне кажется то, что, по-видимому, лица сородичей – это первое, что видит ребёнок при рождении и, следовательно, с этого места начинается обучение всей коры. По-видимому, первый увиденный образ определяет для человека (как и для всех животных) понятия свой-чужой. Один учёный проделал эксперимент - он стал первым образом, который увидели вылупившиеся утята. И они стали стайкой ходить за ним, а не за уткой. Они признали его своим родителем.

 

Подписывайтесь, друзья, на наш телеграм-канал и группу ВК