Психологические механизмы полемики при воздействии на аудиторию
Наряду с функцией разрешения противоречий в процессе спора с целью достижения истины и рождения новых, более плодотворных идей полемика является эффективным средством социально-психологического воздействия на аудиторию, являющуюся свидетелем спора. Если полемика носит публичный, открытый характер, то всегда очевидно наличие не только сталкивающихся в идейном противоборстве сторон, но и аудитории слушателей или читателей, которая внимательно следит за ходом дискуссии. Аргументированная дискуссия является неотъемлемой частью и при защите дипломной работы, показывая уровень вовлеченности в тему и качество интерпретируемых знаний. Рекомендации по защите и информацию о том, как написать диплом по психологии, можно найти пройдя по ссылке. Там же можно заказать написание работы у профессионального психолога.
Сам факт наличия публики — свидетеля спора, является довольно существенным фактором борьбы идей. Во-первых, публика может рассматриваться как плацдарм, на завоевание, покорение которого могут быть направлены усилия участников дискуссии не в меньшей мере, чем на аргументированную победу над противником. А это обстоятельство само по себе имеет довольно существенное значение, поскольку логические законы аргументирования своего идейного превосходства над противником далеко не всегда совпадают с социально-психологическими механизмами покорения аудитории, следящей за ходом идейного противоборства.
Публика может рассматриваться не только как пассивный объект, но и как активный субъект полемики. С одной стороны, в том смысле, что уже фактом своего присутствия, своего настроения она способна выступать в качестве мощного усилителя эмоционального эффекта тех или иных поворотов в ходе полемики. С другой стороны, существенно значение не только самого эффекта эмоционального усиления, порождаемого массовой аудиторией, но и содержательная сторона её психического состояния, в частности характер её социального умонастроения, его направленность, то, каковы увлечения и предпочтения аудитории слушателей и читателей в период наибольшего обострения противоборства участников полемики.
Таким образом, как фактор социально-психологического воздействия может рассматриваться не только полемика по отношению к публике, но и последняя, в свою очередь, по отношению к полемике. В зависимости от того, будем ли мы рассматривать полемику в качестве фактора воздействия на публику или, наоборот, аудиторию в качестве силы, способной оказать влияние на ход дискуссии, будет находиться характеристика специфических социально-психологических механизмов.
Так, в случае рассмотрения аудитории в качестве свидетеля спора и плацдарма борьбы за её внимание есть основание говорить о двух основных и весьма различных социально-психологических механизмах влияния. В качестве таковых может выступать в зависимости от обстоятельств в одном случае убеждение, ставка на логическую обоснованность и доказательность своих доводов, в другом — внушение и заражение, предполагающее некритичность и эмоциональную податливость слушателей внешнему эффекту воздействия.
Когда же мы говорим о публике как факторе, способном оказать влияние на ход полемики, существенно учитывать социально-психологические механизмы, характеризующие как перемены её психического состояния, её настроение (заражение, сопереживание), так и её поведение (мода, подражание, увлечение и так далее). Разумеется, влияние психологии публики на ход и исход полемики является в таком случае далеко не всегда прямым. По преимуществу это скорее косвенное, многократно опосредованное воздействие.
Подписывайтесь, друзья, на наш телеграм-канал и группу ВК