ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ – ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ

Пространственное изображение – обучение детей

 

В изображении пространства - трехмерности воспринимаемого мира на плоскости у школьников появляются наибольшие трудности. Качественно составленые уроки помогут обучить детей изображению предметов в пространстве, относительно друг друга. На сайте https://koncpekt.ru, вы можете найти конспекты уроков, в том числе по ИЗО начальных и средних классов.

 

Двойственность процесса изображения (стремление передать глубину и вместе с тем привязанность к плоскости, а таким образом, и деформация визуального восприятия) при изображении пространства проявляются особенно ярко. Данный закономерный вопрос основательно разработан А. В. Бакушинским. Он предложил периодизацию овладения детьми пространственным изображением (фризовое изображение, геометрально-плановое, иллюзорно-пространственное). Эту очередность в изображении пространства в рисунках маленьких детей (от младшего возраста к старшему) можно проследить. Существенным моментом здесь является то, что при обучении смена приемов изображения окружающего пространства протекает гораздо быстрее. Уже в дошкольном возрасте в рисовании с натуры и по наблюдению дети овладевают впоследствии довольно развитым изображением, основанным на зрительном восприятии.

 

Пространственное изображение – обучение детей

 

Опыт говорит, что самые большие сложности в передаче пространства учащиеся испытывают при изображении нескольких разных предметов и даже одного предмета с одной неподвижной позиции, т. е. в овладении линейной перспективой. Ребенок поневоле воспринимает пространство не статично, а в движении; к этому восприятию он и адаптируется, передавая его в рисунке, и часто достигает довольно большой убедительности изображения пространственных отношений предметов объективной действительности.

 

Пространственное изображение – обучение детей

 

Практика работы с детками говорит, что в изображении глубины фронтальное расположение различных предметов более доступно, чем ракурсное, угловое. Оно естественно, лучше встраивается в плоскость даже в том случае, если учащийся передает объемность предмета, глубину бездонного пространства. Угловое положение дома, уходящая в глубину улица – задачи, решение которых обычно требует активного прорыва плоскости, такие вещи вызывают большие затруднения у учеников.